Комбинированные микшеры-усилители
Станислав Баранов
Усилитель с возможностью микширования хорошо знаком
представителям старшего и среднего поколений музыкантов и звукотехников,
поскольку именно такие устройства использовали наши группы примерно четверть
века назад. В них включали все: гитары, микрофоны, электроорганы…
Самодеятельные музыканты вынуждены были обходиться отечественной аппаратурой
таких "брэндов", как "Родина",
"Трембита" или "Эстрада", профессионалы располагали
техникой получше – производившимися в
"социалистических странах" "Вермоной",
"Теслой" и Беагом"…
На
современном этапе можно условно классифицировать такие устройства, как микшеры,
дополненные усилителями, или как усилители, дополненные микшерами. Определяющим
фактором этой классификации может являться развитость конфигурации микшера или
торговая марка производителя: если он известен, как производитель микшеров, то
заявит, что это – микшер, если как производитель усилителей – что это
усилитель. Можно классифицировать аппараты по внешнему признаку
– на какой тип устройства прибор больше похож.
Основное
предназначение рассматриваемого типа техники – это озвучивание небольших
"живых" музыкальных коллективов, презентаций, конференций и т.д.
Комбинированные микшеры-усилители хороши всегда, когда желательно, чтобы
комплект звукотехнического оборудования обладал
компактностью, мобильностью, универсальностью, быстротой подключения, простотой
в работе и удобством переноски.
Имея если не
все, то многое в "одном флаконе", комбинированные микшеры-усилители
идеальны для озвучивания музыкантов, исполняющих салонную музыку на миниатюрной
сцене казино. Незаменимы они на клубных вечеринках, на презентациях, лотереях,
розыгрышах и на всякого рода небольших по масштабу увеселительно-развлекательных
мероприятиях. Подходят микшеры-усилители как для
серьезных джазовых исполнителей самого высокого уровня, так и для секвенсорно-фонограммных представлений. Как говорится,
"просто добавь минидиск"…
Комбинированные
микшеры-усилители применяются как в качестве установленных стационарно,
позволяя экономить место, так и в качестве мобильных и носимых, что уменьшает
количество транспортных мест и сберегает физические силы, – что особенно
актуально для музыкантов и их нежных пальцев.
Идея
объединить в одном корпусе усилитель и микшер не нова. Действительно, любой
гитарный комбик, по своей сути, является комбинацией как усилителя мощности звуковой частоты, так и
микшера. Несмотря на "одноканальность" гитарного предусилителя, он имеет все атрибуты микшера: регуляторы чувствительности
входа, выхода, эквалайзер, возможность посыла сигнала на пружинный ревербератор
или процессор эффектов, разрывы цепи прохождения сигнала для возможности
подключения внешних приборов динамической обработки и т. д. И, надо сказать,
что попытки включить в один гитарный комбик, кроме
гитары, еще и микрофон, чтобы хоть как-то отыграть музыкальную
"халтурку", предпринимались всегда. Другое дело, что при этом
практически не удавалось добиться хорошего звучания из-за специфической
гитарной ориентации комбика.
Комбинированные
микшеры-усилители как раз и предназначены для решения такого рода звукоусилительных задач. Действительно, музыкант, не имея
такого прибора, вынужден в одной руке носить гитару, а в другой – усилитель,
микшер, процессор эффектов, эквалайзер и набор соединительных проводов
одновременно… Если же он имеет комбинированный
микшер-усилитель, то для получения полного звукоусилительного
комплекта все, что нужно добавить к комбинированному прибору, – это
акустические системы и несколько микрофонов.
За рубежом
эти устройства называются power mixer,
то есть микшеры со встроенным усилителем мощности. По-русски их иногда
совершенно неправильно называют "активными микшерами", – видимо, по
аналогии с активными акустическими системами, то есть акустическими системами
со встроенными усилителями. Применительно к микшеру это неправильно, так как
"пассивным" является устройство, не имеющее электрического питания. Вот обычные акустические системы действительно являются пассивными,
поскольку получают звуковой электросигнал с
усилителя. Но и в обычном микшере, не имеющим
встроенного усилителя мощности, все равно имеется нормальное сетевое
электропитание, необходимое для работы схем самого микшера. Ведь сигнал на
выходе микшера должен иметь линейный уровень, в десятки раз превышающий уровень
входного сигнала источников: микрофонов, инструментов и т.п.
Логически
продолжая принцип "все в одном", производители часто встраивают в
комбинированные микшеры-усилители эквалайзер, включенный перед усилителем
мощности, и процессор эффектов. Для обеспечения гибкости конфигурации и
универсальности отдельные функциональные узлы имеют свои индивидуальные входы и
выходы. Подключение к ним и, тем самым, разрыв внутренних сигнальных цепей
позволяет использовать эквалайзер, процессор эффектов, усилитель мощности и т.
д. как отдельные, функционально независимые приборы. Через эти входы и выходы
можно подключать внешние приборы динамической обработки, например, можно
включать лимитер перед усилителем мощности. В ряде
устройств предоставляется возможность подключить
встроенный усилитель к мониторным шинам микшера. При этом,
главный выход микшера предполагается подключать к более мощной внешней звукоусилительной системе.
Усилитель
мощности, встраиваемый в комбинированный прибор, как правило, двухканальный (т.
е. стереофонический), мощностью 100…300 Вт, что и определяет область их
применения в смысле размера озвучиваемого пространства.
Конфигурация
микшера предполагает наличие нескольких микрофонных и инструментальных каналов
с типовым для небольших микшеров сервисным набором, в который входят:
- регулятор чувствительности входа;
- 3…4-полосный эквалайзер;
- регулятор уровня посыла на эффекты (один или несколько);
- регулятор уровня посыла на линию мониторов (одну или несколько), регулятор
панорамы/баланса;
- фейдер или вращаемый регулятор уровня.
Обычно
мастер-секция имеет регуляторы уровня главного выхода (он же
"мастер", MAIN, MAINS, MIX и т. д.), регуляторы уровня посыла на
эффекты, на мониторы, регуляторы уровня возврата с эффектов. Кроме этого, для мастер-секции именно
комбинированных микшеров характерно наличие регулятора уровня громкости
встроенного усилителя, входных и выходных разъемов отдельных функциональных
узлов и кнопок, позволяющих видоизменять конфигурацию устройства, то есть путь
прохождения сигнала. Например, типичная по умолчанию схема
"выход микшера – встроенный эквалайзер – усилитель мощности" может
быть изменена на "мониторные шины – усилитель"; "выход микшера –
встроенный эквалайзер – внешняя акустическая система с усилителем".
Возможны и другие схемы взаимосоединений. Слайдеры встроенного эквалайзера, органы управления
встроенным процессором эффектов (индикатор, кнопки выбора пресетов,
редактирования параметров эффектов) тоже находятся в мастер-секции.
Несмотря на
бытующее мнение, что когда все "в одном флаконе", то это хорошо быть
не может, объединение микшера и усилителя в одном устройстве способствует
достижению высоких показателей качества.
Схемы, по
которым изготавливаются отдельные узлы комбинированных приборов, как правило,
уже прошли хорошую "обкатку", и производитель имеет опыт их
производства и эксплуатации в других функциональных устройствах.
В одном комбинированном приборе часто объединяются узлы и блоки
разных торговых марок, то есть изготовленные разными производителями, каждый из
которых имеет свое know-how, и достиг в своей области
или в классе устройств, которые он производит, хороших результатов.
Размещение в
одном корпусе разных узлов и блоков ведет к сокращению количества кабельных
межблочных соединений и входных/выходных буферных схем. Также, в
интегрированном устройстве легко достигается согласование по уровню сигнала
между узлами и блоками, и отпадает необходимость в индикаторах уровня
входа/выхода. И, как следствие, повышаются надежность и качество.
Наличие общих корпуса и блока питания снижает как цену прибора, так
и массогабаритные показатели.
Система
принудительного охлаждения современного усилителя с успехом решает проблему
охлаждения и других устройств, размещенных в одном с ним корпусе.
Не все, но
большинство комбинированных микшеров-усилителей имеет встроенные процессоры
эффектов. Управление ими максимально упрощено – пользователю предлагается набор
из нескольких десятков пресетов, содержащих наиболее
популярные алгоритмы обработки: реверберацию, задержки, хорус,
спецэффекты. Возможность изменения параметров эффектов и вмешательства в
характер звучания минимальна или вовсе отсутствует, но во время представления
музыканту как раз и нужны готовые звучания, включаемые максимально быстро.
Зато качество
встраиваемых эффектов достаточно неплохое – они обычно приобретаются в виде
модулей у фирм, специализирующихся на производстве процессоров эффектов.
Поэтому на панели микшера всегда указывается, кто производитель процессора
эффектов, встроенного в аппарат.
Поскольку
микшер-усилитель может быть подключен к акустическим системам самых разных
типов, его силовые выходы снабжаются разъемами "на все случаи жизни":
speakon", 1/4" джек,
а иногда даже имеются выходы под "бананы" или винты-зажимы для
"голых" проводов от акустических систем.