Комбинированные микшеры-усилители
Станислав Баранов

Усилитель с возможностью микширования хорошо знаком представителям старшего и среднего поколений музыкантов и звукотехников, поскольку именно такие устройства использовали наши группы примерно четверть века назад. В них включали все: гитары, микрофоны, электроорганы… Самодеятельные музыканты вынуждены были обходиться отечественной аппаратурой таких "брэндов", как "Родина", "Трембита" или "Эстрада", профессионалы располагали техникой получше – производившимися в "социалистических странах" "Вермоной", "Теслой" и Беагом"…

На современном этапе можно условно классифицировать такие устройства, как микшеры, дополненные усилителями, или как усилители, дополненные микшерами. Определяющим фактором этой классификации может являться развитость конфигурации микшера или торговая марка производителя: если он известен, как производитель микшеров, то заявит, что это – микшер, если как производитель усилителей – что это усилитель. Можно классифицировать аппараты по внешнему признаку – на какой тип устройства прибор больше похож.

Основное предназначение рассматриваемого типа техники – это озвучивание небольших "живых" музыкальных коллективов, презентаций, конференций и т.д. Комбинированные микшеры-усилители хороши всегда, когда желательно, чтобы комплект звукотехнического оборудования обладал компактностью, мобильностью, универсальностью, быстротой подключения, простотой в работе и удобством переноски.

Имея если не все, то многое в "одном флаконе", комбинированные микшеры-усилители идеальны для озвучивания музыкантов, исполняющих салонную музыку на миниатюрной сцене казино. Незаменимы они на клубных вечеринках, на презентациях, лотереях, розыгрышах и на всякого рода небольших по масштабу увеселительно-развлекательных мероприятиях. Подходят микшеры-усилители как для серьезных джазовых исполнителей самого высокого уровня, так и для секвенсорно-фонограммных представлений. Как говорится, "просто добавь минидиск"…

Комбинированные микшеры-усилители применяются как в качестве установленных стационарно, позволяя экономить место, так и в качестве мобильных и носимых, что уменьшает количество транспортных мест и сберегает физические силы, – что особенно актуально для музыкантов и их нежных пальцев.

Идея объединить в одном корпусе усилитель и микшер не нова. Действительно, любой гитарный комбик, по своей сути, является комбинацией как усилителя мощности звуковой частоты, так и микшера. Несмотря на "одноканальность" гитарного предусилителя, он имеет все атрибуты микшера: регуляторы чувствительности входа, выхода, эквалайзер, возможность посыла сигнала на пружинный ревербератор или процессор эффектов, разрывы цепи прохождения сигнала для возможности подключения внешних приборов динамической обработки и т. д. И, надо сказать, что попытки включить в один гитарный комбик, кроме гитары, еще и микрофон, чтобы хоть как-то отыграть музыкальную "халтурку", предпринимались всегда. Другое дело, что при этом практически не удавалось добиться хорошего звучания из-за специфической гитарной ориентации комбика.

Комбинированные микшеры-усилители как раз и предназначены для решения такого рода звукоусилительных задач. Действительно, музыкант, не имея такого прибора, вынужден в одной руке носить гитару, а в другой – усилитель, микшер, процессор эффектов, эквалайзер и набор соединительных проводов одновременно… Если же он имеет комбинированный микшер-усилитель, то для получения полного звукоусилительного комплекта все, что нужно добавить к комбинированному прибору, – это акустические системы и несколько микрофонов.

За рубежом эти устройства называются power mixer, то есть микшеры со встроенным усилителем мощности. По-русски их иногда совершенно неправильно называют "активными микшерами", – видимо, по аналогии с активными акустическими системами, то есть акустическими системами со встроенными усилителями. Применительно к микшеру это неправильно, так как "пассивным" является устройство, не имеющее электрического питания. Вот обычные акустические системы действительно являются пассивными, поскольку получают звуковой электросигнал с усилителя. Но и в обычном микшере, не имеющим встроенного усилителя мощности, все равно имеется нормальное сетевое электропитание, необходимое для работы схем самого микшера. Ведь сигнал на выходе микшера должен иметь линейный уровень, в десятки раз превышающий уровень входного сигнала источников: микрофонов, инструментов и т.п.

Логически продолжая принцип "все в одном", производители часто встраивают в комбинированные микшеры-усилители эквалайзер, включенный перед усилителем мощности, и процессор эффектов. Для обеспечения гибкости конфигурации и универсальности отдельные функциональные узлы имеют свои индивидуальные входы и выходы. Подключение к ним и, тем самым, разрыв внутренних сигнальных цепей позволяет использовать эквалайзер, процессор эффектов, усилитель мощности и т. д. как отдельные, функционально независимые приборы. Через эти входы и выходы можно подключать внешние приборы динамической обработки, например, можно включать лимитер перед усилителем мощности. В ряде устройств предоставляется возможность подключить встроенный усилитель к мониторным шинам микшера. При этом, главный выход микшера предполагается подключать к более мощной внешней звукоусилительной системе.

Усилитель мощности, встраиваемый в комбинированный прибор, как правило, двухканальный (т. е. стереофонический), мощностью 100…300 Вт, что и определяет область их применения в смысле размера озвучиваемого пространства.

Конфигурация микшера предполагает наличие нескольких микрофонных и инструментальных каналов с типовым для небольших микшеров сервисным набором, в который входят:
- регулятор чувствительности входа;
- 3…4-полосный эквалайзер;
- регулятор уровня посыла на эффекты (один или несколько);
- регулятор уровня посыла на линию мониторов (одну или несколько), регулятор панорамы/баланса;
- фейдер или вращаемый регулятор уровня.

Обычно мастер-секция имеет регуляторы уровня главного выхода (он же "мастер", MAIN, MAINS, MIX и т. д.), регуляторы уровня посыла на эффекты, на мониторы, регуляторы уровня возврата с эффектов. Кроме этого, для мастер-секции именно комбинированных микшеров характерно наличие регулятора уровня громкости встроенного усилителя, входных и выходных разъемов отдельных функциональных узлов и кнопок, позволяющих видоизменять конфигурацию устройства, то есть путь прохождения сигнала. Например, типичная по умолчанию схема "выход микшера – встроенный эквалайзер – усилитель мощности" может быть изменена на "мониторные шины – усилитель"; "выход микшера – встроенный эквалайзер – внешняя акустическая система с усилителем". Возможны и другие схемы взаимосоединений. Слайдеры встроенного эквалайзера, органы управления встроенным процессором эффектов (индикатор, кнопки выбора пресетов, редактирования параметров эффектов) тоже находятся в мастер-секции.

Несмотря на бытующее мнение, что когда все "в одном флаконе", то это хорошо быть не может, объединение микшера и усилителя в одном устройстве способствует достижению высоких показателей качества.

Схемы, по которым изготавливаются отдельные узлы комбинированных приборов, как правило, уже прошли хорошую "обкатку", и производитель имеет опыт их производства и эксплуатации в других функциональных устройствах.

В одном комбинированном приборе часто объединяются узлы и блоки разных торговых марок, то есть изготовленные разными производителями, каждый из которых имеет свое know-how, и достиг в своей области или в классе устройств, которые он производит, хороших результатов.

Размещение в одном корпусе разных узлов и блоков ведет к сокращению количества кабельных межблочных соединений и входных/выходных буферных схем. Также, в интегрированном устройстве легко достигается согласование по уровню сигнала между узлами и блоками, и отпадает необходимость в индикаторах уровня входа/выхода. И, как следствие, повышаются надежность и качество.

Наличие общих корпуса и блока питания снижает как цену прибора, так и массогабаритные показатели.

Система принудительного охлаждения современного усилителя с успехом решает проблему охлаждения и других устройств, размещенных в одном с ним корпусе.

Не все, но большинство комбинированных микшеров-усилителей имеет встроенные процессоры эффектов. Управление ими максимально упрощено – пользователю предлагается набор из нескольких десятков пресетов, содержащих наиболее популярные алгоритмы обработки: реверберацию, задержки, хорус, спецэффекты. Возможность изменения параметров эффектов и вмешательства в характер звучания минимальна или вовсе отсутствует, но во время представления музыканту как раз и нужны готовые звучания, включаемые максимально быстро.

Зато качество встраиваемых эффектов достаточно неплохое – они обычно приобретаются в виде модулей у фирм, специализирующихся на производстве процессоров эффектов. Поэтому на панели микшера всегда указывается, кто производитель процессора эффектов, встроенного в аппарат.

Поскольку микшер-усилитель может быть подключен к акустическим системам самых разных типов, его силовые выходы снабжаются разъемами "на все случаи жизни": speakon", 1/4" джек, а иногда даже имеются выходы под "бананы" или винты-зажимы для "голых" проводов от акустических систем.

 

Hosted by uCoz