Некоммерческое радиовещание- первый шаг в профессионалы

Каждый, кто хоть раз крутил в своих руках радиоприемник за последние пятнадцать лет невольно замечал, как много прошло современное радиовещание за это время - от засилья государственных радиоканалов (количеством не более четырех штук) к многопрограммному коммерческому радиоэфиру. Значительно меньшему количеству слушателей известны также имена негосударственных радиостанций, не доживших до сего замечательного времени. Не будем рассматривать причины как бурного роста радиовещания, так и смерти многих первопроходцев. Остановимся на других аспектах.

В последнее время намечается постепенный рост сетевых радиостанций и медленное вымирание локального вещания. Мелкие (и не очень!) станции перекупаются более крупными по причине невозможности производства "малышами" конкурентоспособного продукта - нет соответствующих финансовых возможностей, а что есть - недостаточно. Те, кто как-то сумел устроиться в этой жизни, - под крылом государства или еще как - попросту существуют, но не развиваются. Более того, на этих мелких станциях есть люди, как имеющие очень большой практический опыт в создании радиопродукции, так и большой невостребованный потенциал. Мало какой коммерческой станции требуется его опыт, поэтому и приходится таким людям попросту прозябать в "низах".

Есть еще одна категория людей - влюбленные в радио. Я не рассматриваю радиолюбителей-спортсменов или коротковолновиков, у них своя дорога. Я говорю о любителях радиовещания, которые хоть раз в жизни выходили в эфир нелегально, на собственноручно собранном передатчике - "шарманке". Государству они не нравились, их травили, на них охотились, у них отбирали аппаратуру и свободу. Тем не менее "свободные операторы" до сих пор существуют, работают в эфире, имеют собственную аудиторию, но до сих пор существуют на нелегальном положении. В Интернете существуют сайты таких вещателей, на которых можно прочесть и о развитии этих станций, про их оборудование и как это оборудование прятать, и о многом еще…

Многие из упомянутых категорий людей мечтали создать собственную радиостанцию, но и многое их останавливало. Это и финансовые проблемы, и организационные, и законодательные. Радиовещание - это то же бизнес, и чтобы тебя допустили в открытый эфир, необходимо доказать государству, что ты готов, можешь и достоин стать профессиональным радиовещателем. Открытие легальной радиостанции стоит много денег, это и лицензирование, и разработка и выделение частоты, и оборудование, и аренда помещений.., всего не перечесть. Но есть люди, которым надо высказаться, которым есть что сказать, но… не на что. Поэтому и плодятся в эфире хобби-пираты, "свободные вещатели".

Главная проблема "заправил" этих радиостанций - плохое знание действующего законодательства. Если внимательно его изучить и правильно использовать, то открыть радиовещательную станцию может любой! Для этого совсем необязательно иметь юридическое образование, вполне достаточно быть внимательным и хорошо знать русский язык. А также быть честным, открытым, доброжелательным к себе и окружающим… Это не пустые слова, в этой статье вы узнаете, что еще будет вам необходимо, чтобы открыть безлицензионную радиовещательную станцию и начать свой путь к профессиональному радиовещанию, причем не только сделать все самому, но и помочь своим друзьям сделать то же самое. Гуртом и батьку бить хорошо!

Хотелось бы предварительно озвучить некоторые положения, которые многим могут показаться спорными или "резануть по живому". Первое: никогда нельзя забывать, что радиовещание - не удел дилетантов, надо быть профессионалом или стремиться к этому. "Любителям" нет места в радиовещании, не надо ставить эксперименты над слушателем. Нет, я согласен, что все современное радиовещание родилось из любительских экспериментов, в конце концов и Попов с Маркони были что ни на есть настоящими радиопиратами! Но сейчас другое время, оставим опыты первых потуг где-нибудь в проводной институтской сети. Свои простят. Для "любительского" радиовещания законодательно можно огородить некий "заповедник", пусть шумят в свое удовольствие, но не дело разбазаривать эфирный ресурс…

Второе: многим может не понравится слово "некоммерческая" в отношении к радиостанции. Предвижу возражения - это и сидение на шее у государства или кого-либо, сосание денег, и протчая, протчая, протчая… Нет, дорогие, давайте разберемся для начала, какой может быть некоммерческая радиостанция. Первое направление - это пропаганда взглядов какой-либо партии, организации или государства, политика, словом. Как бы нам не хотелось назвать это дело некоммерческим (рекламного продукта-то в его привычном виде нет!), это самая настоящая коммерческая деятельность. Кто платит, тот и заказывает музыку, короткий список заказчиков приведен выше, продолжить можете его сами. Второе направление, в настоящее время совсем не развитое, но необходимость которого давно назрела, сродни миссионерству - нести культуру в массы (читайте классиков, господа, там давно все сказано!). Это образовательные и просветительские программы, направленные на социально незащищенные группы (дети, инвалиды и т.п.), а также на публику с высоким коэффициентом интеллекта. Конечно, вряд ли сразу получится сделать из засранцев конфетки, но значительно снизить социальную напряженность в наших силах. Это не громкие слова, это цель. Уже подмечено, что станции, которые "слушают" (я не в смысле рейтинговости), содержат минимум рекламы, трёпа и прочей чепухи. Все должно быть "конкретно" и "по делу". По сути, это та же пропаганда, но пропаганда культуры и воспитания.

Хочется предварительно предупредить, что материалы данной статьи следует принимать as is, т.е. "как есть". Это даже не рекомендации, а просто выражение мыслей после некоторого обдумывания и, кое-где, практического использования. Их правильное применение зависит полностью от вас, как вы относитесь к окружающим и как окружающие относятся к вам. Стоит вам где-то споткнуться, как все надо будет начинать сначала, и не всегда это будет возможно. Так что могу только пожелать удачи на непростой ниве радиовещания!

Итак, начнем…

Что такое некоммерческое безлицензионное вещание и чем оно отличается от хобби-пиратства

Давайте начнем с последних. Хобби-пираты (в советском просторечии - радиохулиганы, но я оговорюсь по этому поводу позже) - это те же "нормальные" радиовещатели, но не имеющие каких-либо легализующих документов вообще. Они имеют свои участки частот, на которых и ведется вещание, причем очень часто с высоким техническим, программным и эстетическим качеством (каждый из этих пунктов мы подробнее рассмотрим ниже). Отличить их от "легалов" иногда просто нельзя, хобби-пираты имеют свои заставки, джинглы, сетку вещания. Вещание у самых крутых происходит либо с кораблей, стоящих в нейтральных водах (Радио Каролина, Арутц Шева), либо с временно растянутой в лесу антенны предварительно записанной фонограммой. Это в Европе, там таких шмонают конкретно. Однако, после очередного налета и конфискации всех передающих средств, такие операторы, часто с помощью благодарных слушателей, восстанавливают всю аппаратуру и начинают с начала. Или продолжают в том же духе, кому как нравится.

На наших же великих просторах, начиная со времён "оттепели", плодились "свободные операторы" в верхнем участке средневолнового диапазона. Простые приставки к ламповым приемникам нещадно "выкашивались" органами и общественными наблюдателями. Привлекали к этому делу и начинающих радиоспортсменов - какая прекрасная тренировка для "охотников на лис" в тяжелых городских условиях! И полезно для государства. Такие операторы и назывались радиохулиганами поголовно, хотя, чего греха таить, были лоботрясы, которые и ненормативкой баловались, и работали абы на каких частотах… Вот так всегда, одна паршивая овца, а резали под корень все стадо…

Современные хобби-пираты, пользуясь лазейками в существующих законах, переродились в безлицензионных вещателей. Работать стало проще, потому что есть хоть маленькая но разрешающая бумажка… Да, разрешает она очень мало, но стоит только начать! Уже создаются сети таких станций, организованные с качественной техникой и программой. Так что потихоньку подбираемся к уровню Европы. Только на законной основе. К сожалению, наличие такой простой бумажки и отсутствие лицензии не дает права таким вещателям заниматься рекламной деятельностью. Существуют они в основном на энтузиазме, редко - на доходы от основной деятельности отцов-основателей.

 

"Кодекс чести" безлицензионного вещателя.

Прежде чем вести дальнейший разговор, остановимся на вопросах нашей чести и достоинства. Многое вы можете прочитать в Хартии радиовещателей. То, что в ней есть, любому радийщику знать надо, как Отче наш. Вы не просто выходите в эфир "пошуметь", вас слышат очень многие, что налагает на вас особую ответственность. Вы на сцене, и сцена эта - радиоэфир.

Естественно, что тут говорить про ненормативную лексику и пьяную болтовню в эфире, чем и грешили первые "любители радио". Сами вы алкашей часто на улице выслушиваете? То-то же…

Далее, надо помнить, что радио - это в первую очередь средство воспитания, "газета без бумаги и расстояний". Значит нам надо вести себя так, чтобы и окружающие относились к нам так же. Воспитание - та же пропаганда. Пропаганда культуры, здорового общения, сотрудничества и поддержки. Воспитывая своего слушателя в этих принципах, вы воспитываете людей с нормальным менталитетом, не озлобленных на существующий мир, а стремящихся жить в этом мире по нормальным принципам. На сайте www.radiosound.ru есть одна хорошая статья, некоторые положения которой я позволю себе здесь озвучить, кое-где по-своему.

Никогда ничего не бывает хорошо "на халяву". Расплачиваться нужно всегда. Деньгами, здоровьем, возможностями, свободой.

Не расплачиваясь за получаемое, не жди расплаты за отдаваемое.

Экономь думая. Суммируя два предыдущих пункта - если тебе предоставлена услуга, то она должна быть оплачена. Но думай - переплачивать тоже нет смысла, воспитывая тем самым любителей поживиться за твой счет.

Зарабатывая больше, больше и трать. На себя, на свое дело, на окружающих. Оборачивай деньги, чем больше ты будешь это делать, тем лучше для тебя и окружающих. Помни, что деньги делают деньги.

Деньги, что у тебя есть - только те, что заработал ты сам. Не ищи виноватых, не сажай олигархов, не лезь в чужой карман - больше денег у тебя не станет.

Лучшая работа для тебя - которая тебе нравится, которая в кайф тебе. Не можешь найти такую - организуй её сам.

Понимай разницу между понятиями "мне платят" и "я зарабатываю". Это разница не только в количестве денег, но и порядке ответственности за выполняемое дело.

Если твое дело можно начать без начального капитала - то оно имеет объективные шансы выжить в современной экономике. Если ты начинаешь искать для своего дела "первоначальный капитал" - твое дело хреново.

Не хочешь брать на себя ответственность - не хочешь денег. Не ищи их, деньги сами найдут тебя соразмерно твоей ответственности.

Всегда держи свое слово. Это та же ответственность.

Если человек не может выбраться из своей бедности сам - помоги ему. Но обойди его стороной, если он будет требовать от тебя подачек, не помогай ему продолжать жить в беде, не воспитывай паразита.

Чем больше у нас в стране будет богатых, тем меньше останется бедных! Чем больше бизнесменов в том или ином регионе, чем больше в коммерческих компаниях высокооплачиваемых рабочих мест, тем выше оборачиваемость капитала в регионе и тем богаче этот регион! Деньги не делят – деньги оборачивают!

Бедными или богатыми не рождаются. Это – приобретенное, воспитанное. Бедность или богатство определяется системой убеждений человека, его мировоззрением, а наличие у него денег в карманах – следствие его поступков, деятельности и ответственности, которые он проявляет в обществе в соответствии со своими убеждениями.

Если мы хотим, чтобы в нашей стране было меньше бедных, надо заботиться о богатых! Во что вкладываешь свою энергию, средства, силы, душу – то и растет! Поддерживаешь бедных – будет в стране больше бедных. Поддерживаешь богатых – будет больше богатых! Невозможно бедного сделать богатым, если он сам не захочет им стать! – Если человек не хочет учиться, развиваться и брать на себя все большую и большую ответственность в своей деятельности, любые усилия будут тщетны.

Невозможно и богатого сделать бедным: его можно разорить, ограбить, оклеветать, посадить в тюрьму, навлечь на него беду... Но очень быстро после этого он оправится и опять заработает свое богатство, которого он достоин! – По мере той ответственности, которую привык на себя брать. Богатых можно уничтожить, убить, выслать из страны, но нельзя сделать бедными, если они сами того не захотят.

Каждый сам выбирает, каким ему быть и какие жизненные принципы исповедовать!

"Я имею деньги, которые у меня есть. Деньги, которых у меня нет, имеют меня!"

Зарплата госслужащих выплачивается из тех денег, что заплатили в налоги коммерческие фирмы и их работники. Стало быть, если мы хотим, чтобы наша страна стала богаче, и люди жили лучше, надо, чтобы было как можно больше высокооплачиваемых рабочих мест в коммерческих фирмах и как можно меньше – в государственных. – И чтобы оборот денег через госбюджет, при всей его значимости и достаточности, составлял бы как можно меньшую часть от общего оборота капитала в гражданском обществе!

Весь мир держится на договоренностях. На том, что люди дают и держат свое слово. На ответственности. Если ты всегда держишь свое слово, этим ты создаешь взаимоотношения с партнерами и получаешь уважение людей. В бизнесе это увеличивает твой авторитет, доверие к тебе, число партнеров и, как следствие, доходность и успешность твоего бизнеса.

Будь понятным и для своих партнеров и для окружающих людей. Говори просто и однозначно. Не “вещай” ради того, чтобы высказаться, а доноси, чтобы тебя поняли. Помни: “мастер просто говорит о сложном, а подмастерье – сложно о простом!” Стань мастером в любом деле – будешь уважаем!

Чаще общайтесь со своими партнерами и конкурентами. Этим вы создаете доверие в своем кругу и укрепляете взаимоотношения. Создавайте и укрепляйте “горизонтали” в своем регионе. Создавайте ассоциации, общественные советы предпринимателей и бизнесменов, устраивайте массовые акции и мероприятия для своего региона, города, поселка, деревни, жителей... Помните, что бизнес – это зарабатывать самому и давать зарабатывать другим. Ваши конкуренты создают для Вас необходимый оборот капитала в регионе, чем способствуют развитию Вашего же бизнеса! - В одиночку бизнес не живет. Хочешь подняться сам, - подними своих конкурентов!!!

Пока есть люди – всегда можно договориться! Обращаться в суд, в милицию, за помощью к сильному или к бандитам, - последнее дело. Это провокация конфликта, а то и войны. Этим ты публично признаешь свою несостоятельность в жизни.

Сбор компромата на кого-либо, дискредитация кого бы то ни было, манипуляция, шантаж, терроризм, а в бизнесе – демпинг – это поступки одного плана, которые разрушают доверие, взаимоотношения между людьми и ставят тех, кто их использует вне общества, вне уважения, вне бизнеса и вне закона. Кто бы этим ни занимался.

Изначально никто никому ничего не обязан. Предъявлять претензии, требовать якобы положенное, выказывать недовольство – наживать себе недругов. Позиция обиженного – проигрышна. Если ты увидел в мире недостатки, - будь хозяином – пойди, договорись и сам их устрани. Это и будет проявление ответственности.

Все люди разные. Нет одинаковых людей. У всех разные мечты, разные запросы, разный уровень ответственности и разный вклад, который они сделали в общество и в окружающий мир. Соответственно, разный уровень их признания в обществе - разное достоинство. А по сему, любое стремление к равенству – преступное насилие над людьми.

Лишь когда каждый человек в России перестанет искать, где бы чего урвать, а начнет сам что-либо делать для себя, для окружающих людей, для соседей, для своего двора, своей улицы, своего района, поселка, города, области, страны.... - лишь тогда у России появится шанс стать Великой Державой! Перефразируя слова Джона Кеннеди из его инагурационной речи, можно сказать: “Не спрашивай, что государство может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для людей своей страны!” Увеличение же роли государства в жизни людей – это путь в нищету, в бесправие, в бездуховность, в диктатуру.

"Где родился – там пригодился!" Если люди, получившие образование, уезжают со своей малой родины (района, города, деревни), то их родина лишается будущего и они сами подписывают ей смертный приговор. К тому же, уехав на чужбину, ты лишаешься своих корней, и на новом месте должен начать все с начала – заново переучиваться жить.

Этот мир достался нам таким, какой он есть, от наших предков. В какой мир придут наши дети и внуки, зависит от нас. Сейчас Мы - хозяева этого мира. И полностью отвечаем за него перед своими потомками.

Каждый в этой жизни “играет свою игру”. - Не существует “маленьких людей”. Есть люди, которые не хотят быть “большими”, чтобы избегая ответственности за все и вся, прятаться за спинами других и манипулируя людьми вымогать себе подачки – желающие “въехать в рай на чужом горбу”. Удел таких людей плачевен – нищета и отверженность. Паразитов не любят в любом обществе. Но это их добровольный выбор. А по сему, нет предмета для помощи тем, кто “давит на жалость”. Однако, такие люди не адекватны. И доведя себя до крайней степени нищеты, они становятся агрессивными и опасными для общества. – Это социальное заболевание называется фанатизм (коммунистический, фашистский, национальный, религиозный…). Увы, но наш народ к нему склонен. Поэтому общество, исключительно в целях своей безопасности, должно поддерживать за свой счет уровень жизни таких людей на достаточном прожиточном минимуме, чтобы они не переходили к агрессивным действиям.

Мы живем в материально-духовном мире. И по сему, для гармонии необходима успешность каждого в обеих его составляющих - в материальной и в духовной. Во взаимоотношениях с людьми, с самим собой и во владении денежными и материальными средствами – в созидании мира, в котором живем. Невозможно построить счастье духа, отрицая материальное – деньги, собственность, как, в равной степени, невозможно построить счастье тела, отрицая духовность – взаимоотношения и любовь. Оба наших начала должны быть по максимуму реализованы в конкретных результатах и признаны обществом. И достичь этого можно лишь одновременно. Попытки же достичь сначала одно, а затем другое приводят к краху. И те, и другие примеры у всех на виду.

Это те положения, которые вы должны соблюдать при создании вашего эфира, вашего образа. Как это делать, будет рассмотрено чуть ниже. И еще. Будьте ближе к людям, не чурайтесь заводить знакомства. А заведя - помните всё о вашем партнере, вплоть до дня рождения любимой собаки. Если вы хоть раз сделаете ему что-либо приятное, он и вам ответит тем же.

Оборудование, которое хорошо бы иметь в наличии

Сначала давайте определимся с диапазоном частот, в котором вы планируете работать, в зависимости вашего удаления от крупных городов, наличия у потенциальных слушателей парка приемной техники и желаемой зоны покрытия.

Для начала упомянем, что практически во всех городах с населением от 100 тыс. человек существуют центры технического надзора за связью и так называемые пеленгаторные пункты. Там может и человек сидеть, вести журнал и прослушивать эфир. Или это может быть полностью автоматизированный пункт, что скорее всего. В этом случае местоположение подозрительной станции определяется в течение 15 секунд с точностью до 10 метров, что не есть для нас хорошо; я видел такую технику в действии. Поэтому, если вы находитесь вдали от таких центров, то вам лучше выбрать верхнюю часть диапазона средних волн. Поскольку мощных станций УКВ-диапазона рядом с вами не будет, то и парк приемников будет более старого типа, в котором диапазон СВ (или AM/MW в импортной технике) присутствовать явно обязан. Зона покрытия с передатчиком в 10-50 ватт будет равна 5-10 километрам, и то, если вы не поленитесь сделать хорошую антенну и заземление. Вечерком можно понадеяться на дальнее прохождение, если, конечно, вас не "забьют" эти самые дальние станции.

Антенна для СВ-станции достаточно велика. Для того, чтобы хотя бы примерно составить представление о ней, достаточно полистать радиолюбительские справочники, посвященные диапазону 160 метров (1,9 МГц). Но следует учесть, что радиолюбители на этом диапазоне используют в основном горизонтальную поляризацию излучения, которая на обычные СВ-приемники с магнитной антенной принимается не очень хорошо. Ламповой же техники, с куском провода в антенном гнезде, уже не сыскать. Вся же радиовещательная техника работает с вертикальной поляризацией. Если у вас все в порядке с воображением, то постарайтесь представить штырь высотой метров пятьдесят. Хорошо, 45. Вот такую антенну вам желательно соорудить. Плюс множество радиальных заземляющих проводников или противовесов. Если у вас есть место, где такое чудо сваять и водрузить, то я вам честно завидую. Поэтому придется использовать достаточно короткие (а следовательно, малоэффективные) антенны, которые, впрочем, также необходимо рассчитать и использовать при работе хотя бы простейшее согласующее устройство, значительно уменьшающее уровень внеполосных излучений, а в конце концов - увеличивающее время вашей работы в эфире. Если вас не будут принимать окрестные бабушки при помощи своих телевизоров - ваша цель достигнута.

В городах поставить СВ-антенну занятие не то, чтобы невозможное, но неблагодарное. Места мало, хорошего заземления нет, в глаза бросается. Поэтому тут проще выбрать УКВ/FM диапазон. В городах парк УКВ-приемников гораздо больше, да и уровень помех на СВ выше. Антенны УКВ-диапазона достаточно простые. Если вы выбрали вертикальную поляризацию излучения, то вполне возможно обойтись четвертьволновым штырем. При этом выходное сопротивление передатчика должно составлять 50 Ом и кабель снижения надо выбирать с таким же волновым сопротивлением. Если есть возможность сделать полуволновой вибратор (как для приема телевидения), то с согласующей петлей его волновое сопротивление будет составлять 75 Ом, что также необходимо знать при выборе кабеля. Формулы для расчета УКВ-антенн можно найти в радиолюбительской литературе.

Теперь о самих передатчиках. Что касается средневолновых, то тут мало что поделаешь, придется работать на самопалах. Зарегистрировать их невозможно, поэтому необходимо соблюсти некоторые важные правила работы в эфире, в особенности по стабильности частоты, но об этом ниже. Старые средневолновые передатчики типа "Зона-СВ 50/100" уже почили в бозе и разобраны на составляющие, их для личного пользования не достать. Использование киловаттных бронтозавров типа Р-137/140 пахнет особым нахальством, ибо даже просто привезти их на какое-то место расположения незаметно невозможно. На какой же основе эти передатчики делать? Для начала необходимо знать, что все радиовещательные диапазоны имеют так называемую сетку частот (разбиение диапазона на стандартные частоты: СВ с шагом в 9 кГц, УКВ с шагом в 10/50/100 кГц), поэтому нам следует эту сетку соблюдать, дабы не "наехать" на легальных вещателей. Исходя из этого вам просто НЕобходимо иметь передатчик с кварцевой стабилизацией или с синтезатором частоты. Соответственно для измерений установленной частоты необходим хороший поверенный частотомер. Большая просьба забыть о генераторах с самовозбуждением - как бы не пели справочники о достаточной временнОй и частотной стабильности автогенераторов, вы НИКОГДА практически его таковым не сделаете, нет у вас ни опыта, ни соответствующего оборудования, ни такой суммы денег. А если и есть, то простейший незатейливый синтезатор обойдется вам в такую же сумму. Ну, если вас просто распирает от любви к автогенераторам, то потрудитесь собрать себе кварцевый калибратор для точной установки частоты. Без этого в эфир не дай Бог! Даже все военные радиостанции с генератором, собранном по схеме с самовозбуждением (поразбирайте их. Посмотрите, сколько в них "слесарки" и сколько она весит - все ради стабильности частоты!) содержат хотя бы простейший калибратор. И не надо "искать свободную частоту", а потом настраиваться на нее "мертвой тишиной"! Потому что а) про наезды на соседние частоты и соседей-вещателей мы уже говорили; б) если дело происходит в диапазоне УКВ, то не забывайте, что многие современные приемники имеют синтезаторы частоты. Если вы в стороне - качества приема (и количества слушателей) на такой технике вам не видать; в) если вы работаете в диапазоне СВ, то при малейшем прохождении дальних станций в приемниках будет нарастать вой биений с частотой, равной разности вашей рабочей частоты и частоты дальней станции, и никаким боком от этого воя не избавиться. Всё это не хорошо для увеличения количества ваших слушателей, да и для контролирующих органов есть первый звоночек. Сам задающий генератор можно сваять и на транзисторах, и на лампах (что лучше для СВ), простейший синтезатор подойдет как на LM7001, так и на 155-й серии. Вот выходной каскад желательно сделать на лампе однозначно, вы ее явно не спалите, если будут проблемы с антенной (чего не скажешь о транзисторах). В модуляторе тоже можно применить лампы. Только большая просьба: внимательно читайте справочники. Если лампы, предназначенные для генерации и усиления высокочастотных колебаний можно применять и в низкочастотных модуляторах, то наоборот - нельзя. Генерируемой частоты хорошего качества мы не добьемся, будут только организационные проблемы. Если в качестве передатчика используется мощный автогенератор с синтезатором, то постарайтесь установить перед антенной хотя бы простейшее согласующее устройство, значительно уменьшающее побочные излучения. А вообще лучше разъединить генератор и антенну дополнительным каскадом усиления, дабы погода у нас не влияла на частоту. Да и стабильность частоты в генераторе обратно зависит от напряжения в его контуре, тем более, что не все выпускающиеся варикапы, которые придется применить в синтезаторе частоты, могут выдержать большое ВЧ-напряжение.

Итак, первая составляющая вашей длительной работы в эфире - качество техническое, составленное для начала высокой стабильностью частоты и ее соответствием сетке частот данного диапазона. Идем дальше.

Качество модуляции также есть вторая основа нашего спокойствия. В любом случае желательно потратиться хотя бы на простейший компрессор сигнала (хоть на 157УД2 или на паре транзисторов. В идеале - хотя бы потертый полупрофессиональный компрессор-лимитер Alesis). Это и гарантия качества слухового, и гарантия отсутствия перемодуляции, а соответственно - помех "соседям". Про УКВ понятно, выделена нам полоса в 50/75 кГц, и нефиг за нее вылазить. На СВ искажения из-за перемодуляции при приеме будут еще более заметны. Опять тревожный звоночек. Ну, и конечно никакого возбуда!

По способу модуляции на СВ, если у вас ламповый передатчик, то забудьте про анодную модуляцию и CLC, какими бы простыми они вам не казались! Только модуляция на пентодную сетку, несмотря на ее энергетические минусы, может дать вам приемлемое качество работы в эфире! Я знаю одного НАМа из шестого района, качество сигнала которого просто поражает, не у каждого радиовещателя таковой имеется! В оконечнике - 2хГУ-50 с пентодной модуляцией. Ну и до модулятора у него все в порядке, см. ниже.

Источник сигнала по своему качеству наголову должен превосходить всё остальное. Даже на СВ качество компакт-диска обязательно. Дальше можете ставить обрезающие фильтры, но до них - все должно быть наивысшим. Чем качественней вы подадите сигнал на модулятор, тем качественней вы будете звучать в эфире (пардон за тавтологию). Кассетники не прокатывают, если, конечно, вы не занимаетесь репортажами с улицы. Да и в этом случае лучше купить портативный записывающий минидиск, качество будет выше.

Микрофоны - особстатья. Тут следует помнить о том, что экономя на микрофоне, мы автоматически планируем увеличить затраты на обработку звука после микрофона до пульта, и наоборот. Поэтому проще потратить стольник зелени на Shure, чем тот же стольник на МД-47 с шестнадцатиполосником "Прибой". Результат в принципе может быть и аналогичен, но с чем вам будет приятнее работать?

Вот, исходя из вышенаписанного, давайте оговорим, что нам надо иметь на станции, как необходимый минимум.

1. Хороший микрофон. Закладывайте на него $100 или даже более. Не найдете Shure, поищите советские, типа МЛ. На самый крайний случай - МД-45.

2. Компрессор-лимитер аудиосигнала. За полупрофессиональный Alesis - от $150 на барахолке, но на первых порах можно обойтись и самодельным. Схемы можно найти как в Интернете, так и в радиолюбительской литературе.

3. Как минимум компьютер классом не ниже ПервоПня-166ММХ со звуковой картой не ниже оригинального SoundBlaster Live. Упаси вас от ESS и подобных! Это те же кассетники. Звуковую карту EchoMia вы явно не потянете, но стремиться к этому надо. Наличие компа дополнительно дает еще пару преимуществ. Во-первых, если винчестер большой (40-80 метров), то набрать на него часов 200 МР3-шек не проблема. Во-вторых, это дает возможность практически полностью автоматизировать вещание, создавая стандартные плей-листы и запуская их в нужное время посредством любой программы-шедулера, даже встроенного Виндозного Планировщика. В третьих, комп дает возможность запросто организовать управление синтезатором частоты на микросхеме типа LM7001 или подобной, что упрощает сборку передатчика со стабильной частотой на любой диапазон. Лишь бы знать основы программирования на Бейсике. Использование плейера типа Аполло (а не сраного Винампа) вкупе с Бластером позволит вам определить и психоакустическую обработку звука перед подачей его на передатчик. Использование стандартных звуковых файлов вместе с пишущим CD-приводом позволит вам создавать свою аудиобиблиотеку. А если у вас в наличии два компьютера, подключенные друг к другу локальной сетью, то вы вполне можете использовать емкости всех винчестеров для фонотеки. Плюс к этому, компы поделятся на эфирный и монтажный. Пока вы монтируете новую программу, новая без задержек, идет в эфир.

Если не желаете связываться с компьютером или голова не варит на эту тему, можете использовать пару хороших СD/MP3-плейеров или чейнджеров, дисков на 100 каждый (были у Соньки лет пять тому назад). Дополнительно приобретите и пультик, желательно фирмы Mackie. Оцените цену сами. От всяких "Электроник - 03/04" избавиться лучше сразу. Или поменять их на комплектующие для компа.

Отдельно надо сказать про винил. Спору нет, с хорошей вертушкой качество сигнала от CD отличаться не будет, потрескивания от пыли придадут дополнительный шарм. Однако, вам хочется постоянно портить глаза прицеливанием иглы на глухую дорожку? Да и пыль постоянно стирать… проще перегнать весь (или выборочно) винил на МР3 и после обработки декликером (очистка от потрескиваний) оставить в компе.

4. Передатчик на необходимый диапазон, обеспечивающий высокую стабильность частоты и качество модуляции. Оговорки по самодельным передатчикам уже были, а где готовое брать - об этом ниже. Согласующее устройство должно быть составной частью передатчика. Исключение - наличие согласованной антенны, но это допустимо только для диапазона УКВ.

5. Хорошая антенна. По известному выражению, это лучший усилитель высокой частоты. Следовательно, чем лучше выполнена антенна, тем дальше будет слышно вашу шарманку. Это касается и высоты подвеса, и заземления, и согласования с кабелем. Да и соседи будут слушать вас только на одной частоте и только на вещательном приемнике.

5. Источник бесперебойного питания мощностью от 450 Ватт, дабы ваше местоположение не было вычислено методом поквартального или подомового отрубания сети. Вот только в этом случае блок питания передатчика должен быть импульсным, даже в случае ламповой схемы. Причина - нормальные трансформаторы очень не любят кушать напряжение, выработанное УПСом из-за его несинусоидальности.

И последнее. ВСЕ низкочастотные соединения, в особенности идущие к передатчику, желательно делать симметричными (или балансными). Вся несимметрика (к примеру, от сидюка до пульта) должна быть из экранированного провода самого лучшего качества и максимально короткой. Это для снижения шумов и наводок от передатчика. Для создания переходников симметрия/несимметрия можно использовать стандартные переходные (установленные перед выходным двухтактным каскадом) трансформаторы от транзисторных приемников, только упрятав их в металлический экран.

 Теперь надо разобраться с передатчиками диапазона УКВ. Первое, что приходит на ум - сварганить самопал. Но, к сожалению, зарегистрировать это чудо напрямую не получится, да и запеленговать УКВ-передатчик значительно проще, нежели СВ-шный. Есть два выхода из этой ситуации.

Первый вариант уже обкатан народом в Питере. Есть такое решение ГКРЧ о безлицензионных передающих устройствах (решение ГКРЧ от 2 апреля 2001 года, протокол N 7/5, полный текст на http://www.rfc-cfa.ru/main.phtml?p=uk11&l=ru). По этому решению возможно использование так называемых радиомикрофонов-караоке с выходной мощностью 10 милливатт с антенной усилением до 3 дБ в диапазонах 66-74 и 89-108 МГц. Как это выглядит технически: сертифицированный (обращаю внимание!) радиомикрофон любого вещательного диапазона УКВ все-таки регистрируется в местном отделении ГСН. С вас товарный чек его легального приобретения и копия сертификата на данное устройство (с китайскими поделками могут быть трудности, используйте аппарат типа LeadSinger), а также приблизительное место его использования. Это дело стоит истинные копейки. Желательно, конечно, хоть это и глупо может выглядеть, попросить ответственных за регистрацию людей порекомендовать, на какой частоте вам будет лучше работать, дабы никому не мешать. Это будет вроде неофициального подбора частоты. Поддержите вашу просьбу шоколадкой или смотрите по месту. Далее попросите, чтобы эту частоту внесли в вашу регистрационную бумажку. Не забудьте про еще одну шоколадку. Таким образом вы перенесете ответственность за вашу работу на определенной частоте с ваших хрупких плеч на голову ГСН. После получения бумажки уже никто не мешает дополнить караоке-чудо синтезатором (не затрагивая базовой схемы микрофона!), закрыть во влагонепроницаемую коробку рядом с антенной (для укорочения кабеля и снижения потерь мощности) и забросить все это дело на крышу. Туда подается НЧ-модулирующий сигнал, питание и сигнал для синтезатора. 10 милливатт с антенной в 3 дБ при подвесе в 30 метров дает зону покрытия приблизительно в 1 километр (это для приема на обычные балалайки. Для нормальных музыкальных центров с внешней антенной добавим еще полкило, а то и больше). Для начала неплохо. Если вы будете соблюдать все ранее оговоренные условия качественной работы, то дальнейшее увеличение (месяца через четыре) вашей выходной мощности до 10 ватт никто "не заметит".

Второй вариант более "денежный", но и стартовая мощность повыше. Оказывается, местные органы ГСН децентрализованно своей волей (как это было сделано в Узбекистане читай на http://www.radiodom.ok.ru/6070.htm

, и в России аналог есть. Документы на подачу заявки можно посмотреть на http://www.rfc-cfa.ru/main.phtml?p=page11&l=ru ) могут по месту выделить частоты для "служебной" (читай - некоммерческой) связи в диапазоне 60-70 МГц мощностью до 1,5 Ватт (это звучит как "Радиорелейные станции фиксированной службы, работающие в полосе радиочастот 60 - 70 МГц". Эта законная дыра была рассчитана на применение армейских радиорелейных станций типа Р-401/405. Никто не мешает легально приобрести труп данной релейки (даже без серийного номера), зарегистрировать его (без сертификата), выкинуть все лампы кроме оконечной и собрать в его корпусе более-менее продвинутый радиотракт с синтезатором, получить частоту в диапазоне 66-70 МГц (на конец 2004 года это составляло около 12 тыс. руб. с оплатой по месту) и выйти в эфир с некоммерческой программой. Полтора ватта при вышеуказанных условиях подвеса антенны дадут зону покрытия около 5 километров, что для начала уже нехило. Далее, при соблюдении вышеописанных условий, можно умощниться ватт до 15 - 30. Но это уже как ваша совесть позволит.

 Небольшим недостатком второго варианта может быть то, что для радиорелейной линии требуется указать место установки как минимум двух станций, а также указать азимуты направленного излучения. Проблему возможно обойти достаточно просто, если указать азимут излучения 180 градусов (т.е. круговую диаграмму направленности), а в качестве второй станции указать мобильную, т.е. не имеющую постоянного места дислокации. Отмечу, что этих проблем может и не быть, если у вас нормальные отношения с местным радиочастотным центром.

Для окончания можно отметить два варианта антенн с коэффициентом усиления в 3 дБ, это штырь в 5/8 длины волны и двухэтажный полуволновой вибратор. Методы расчета и согласования таких конструкций можно почерпнуть из радиолюбительских справочников.

И последнее. Не стремитесь экономить на оборудовании. Вкладывайте в его приобретение/разработку/сборку максимально возможное количество средств, которое вы можете вложить в данное время. Не стоит воспринимать фразу "Экономия - путь к нищете" буквально, надо же и на хлеб насущный оставить. Но никогда не решайте вопросы временно, помните, что всё временное может стать постоянным. Поэтому лучше не выходить в эфир, пока все составляющие передающего тракта не будут соответствовать требуемому качеству вещания или их надежность будет ниже желаемой. Собирайте потихоньку все "до кучи", согласовывайте между собой (это очень большая головная боль, поверьте!) без выхода в эфир, а когда всё будет готово - пожалуйста. Не торопитесь, у вас нет конкурентов, у вас есть коллеги по эфиру.

Что, как, когда и каким образом говорить на радио

Давайте поговорим о двух новых составляющих качества вещания некоммерческой безлицензионной радиостанции. Напомню, что о первой составляющей, технической, мы говорили выше.

Качество программное.

Это относится и к тому, что говорить в эфире, и к тому, как это говорить. В результате - как вас будут принимать и понимать как ваши слушатели, так и более серьезные организации.

1. Что говорить. Есть такое понятие на коммерческих станциях, как формат вещания. Если это новости, значит новости, попса - значит попса, и т.д. Неформатных станций нет (даже если они об этом и говорят. Это тоже в своем роде определенный формат). Поэтому сразу определитесь со своими пристрастиями. Если любите совок, то плодите очередное Русское Радио, если рок - то и тут в сторону ни-ни. Если же ваши вкусы мультиформатны, то тогда для каждого направления выделите свое время, составьте сетку вещания. Её соблюдение - гарантия спокойной вашей работы. И вы знаете, когда что делать, и слушатели ваши привыкнут. Плюс возможность автоматизации эфира на будущее.

Ради Бога, не страдайте фигнёй типа политики, идеологии и религии. К вам сразу проявят нездоровый интерес организации типа Большого Брата. Тут как в Швейцарии - лучше быть нейтральным. А если свербит - получите лицензию и работайте в её рамках. Это же относится и ко всякого рода рекламе - нет лицензии, нефиг рисковать.

2. Как говорить. Я не призываю всех радиовещателей поголовно иметь лингвистическое образование, но стабильное "отлично" по русскому и литературе в школе уже есть необходимое условие работы в эфире. Незнание основ государственного и родного языка полностью закрывает вам путь в вещательный эфир, не обижайтесь. Поскольку радио есть "газета без бумаги и расстояний" (см. классиков), то какая же нафиг это газета с кучей ашипок, очепяток и агаворок! Технические нарушения речи хороши, но в меру. Артем Троицкий заикается, но как это звучит! Легкое грассирование тоже не порок. В общем, тут уже есть из чего выбирать…лишь бы не пустопорожняя косноязычная болтовня, или типа "…ффу..ффу…раз, раз-два-три… Господи, слышишь ли ты меня? Раз, раз-два…"

3. Когда говорить. Думаю, что я не одинок в своем желании изредка "заткнуть фонтан" ведущим многих коммерческих сетевых станций. В разговорах надо знать меру. Если вы заранее знаете о себе, что вас возможно и не остановить - лучше сразу решите сделать полную автоматизацию вещания, заранее запишите джинглы с позывными, объявлением текущего времени и .т.п. Если же по этой части у вас все в порядке, то идем дальше. Нехорошо начинать говорить что-либо, пока текущая музыкальная композиция звучит в эфире. Это сродни перебиванию разговора или влезания в душу. Может, кто-то прослезился, слушая бессмертное творение Морриконе, а тут вы со своими переживаниями… Да и не следует забывать, что практика записи музыки с эфира еще жива, и вам будет еще долго икаться от выражений ваших "благодарных" слушателей по поводу вашей неуместной болтовни в эфире. Поэтому тут есть два основополагающих правила:

- нечего сказать по теме - помолчи;

- не перебивай. Делай паузы. Кушай Твикс. Некоторые паузы могут стоить миллиона слов.

Последнее понятие очень важно, если вы, с риском для жизни, общаетесь со слушателями по телефону в прямом эфире. Ваш собеседник должен понять, что вы его слушаете и он вам интересен. Перебить его можно только в одном случае - в качестве "фильтрации базара". И то, перебить отбоем линии.

Качество эстетическое.

Это и подбор музыки, и стиль речи, и частотные психоакустические показатели… нет, тут так просто не объяснить. Этому надо либо долго учиться, либо быть особо выдающейся личностью. Короче, надо иметь уши. И оборудование, чтобы все это сделать. И если ваш слушатель временами переключает приемник с вашей частоты на другую - значит у вас не всё в порядке с эстетикой. И мониторьте ваш эфир, как технически (запишите ваш выход в эфир хотя бы на кассету и послушайте через месяц - Господи, как вас перекосит!!!), так и организационно (пресловутая обратная связь со слушателями и заинтересованными лицами).

Многое, что вам может пригодится для умного построения и соблюдения всех трех описанных выше требований качества вещания, вы можете найти на сайте www.radiosound.ru

Как развиваться некоммерческой станции

Как не прискорбно констатировать, но развитие некоммерческой радиовещательной станции в основном происходит на словах и в первые месяцы её существования. Первоначальный оптимизм (ура! Мы в эфире!) потихоньку сменяется разочарованностью (надоело однообразие, деньги куда-то уходят и т.п.). Куда деваться, радиовещание - это тот же конвейер, который пожирает человеческие моральные и материальные ресурсы, требуя с каждым часом все больше и больше. Поэтому, дабы вовремя затыкать эти требования, надо быть в постоянном развитии.

Для начала оговорюсь, что мы не будем касаться деятельности, хоть и кормящей нашу радиостанцию, но не являющуюся тем не менее каким-либо образом связанной с радиовещанием. Можете хоть мясной магазинчик открывать, это ваше дело.

Первое, что мы можем делать - это производить собственный радиопродукт, которого на местном радиорынке нет. Это специализированные тематические радиопрограммы. Для того, чтобы их делать, надо хорошо знать тему, которую мы будем обыгрывать. Тут халява не прокатит, слушатель прекрасно чувствует фальшь. Один раз он простит, второй раз скривится. Третьего раза не будет, слушатель уйдет. Поэтому придется работать честно, вкладывая средства в разработку концепций и производство роликов. Эти ролики вы затем можете продать (смотри подробнее ниже) или устроить обмен роликами с вашими коллегами по эфиру.

Второе, чем вы можете заняться - это развитие сети вашего вещания. Вы можете спокойно и аналогичным образом приобрести аналогичную частоту в соседнем населенном пункте (или в дальнем районе вашего же населенного пункта, куда основным передатчиком вы не "достаете"), установить второй комплект оборудования и вести аналогичную трансляцию. Только тут есть одна оговорка. Данный вариант прокатывает исключительно в случае, если ваша основная станция полностью автоматизирована и вы не делаете и не планируете делать прямых выходов в эфир, поголовно все программы выходят в записи с компьютера. Второй вещательный комплект должен содержать комп с полностью зеркальным винчестером, все изменения, произошедшие на основном компе, должны быть засинхронизированы на втором. Доступ до второго компа можно осуществлять и через Интернет. Вопросы удаленного доступа и синхронизации каталогов полностью возложите на операционную систему, естественно, нашпиговав её файерволами и антивирусами. Естественно, если второй вещательный комплект расположен в другом населенном пункте, рядом с ним должен находится ваш единомышленник, готовый решить внезапно нагрянувшие технические проблемы.

Сеть вещания в одном населенном пункте можно развивать не только в одиночку. Хорошее выражение про гурт и батьку также применимо. Если вы не в состоянии обеспечить круглосуточное вещание на одной частоте, то сделайте это вместе с вашими коллегами с другой радиостанции. Приобретите частоту вещания коллективно, особенно это может прокатить при оформлении частоты в нижнем диапазоне УКВ - зарегистрируйте сеть "радиорелейных" станций на одной частоте с круговой диаграммой направленности (подробнее смотри выше, в технической части). Затем распределите время вещания между станциями. Пусть даже станции будут находиться в разных районах, иметь разные энергетические показатели - интерес к этой сети будет несравненно выше, нежели к коммерческим сетевым радиостанциям. Обмен программами (если расстояние между станциями сети достаточно велико) также будет полезен, это позволит ознакомиться "со всем списком" максимальному количеству потенциальных радиослушателей из разных районов вашего города. Если же станции находятся рядом, или даже используют один передатчик - эффект повышения интереса может быть тот же, в конце концов на заре радиовещания многие станции попросту ретранслировали друг друга. Запустив сеть, вы можете помочь вашим коллегам начать работу в эфире, обкатывать свою концепцию вещания под своим именем. Если все получается - они могут выйти из сети и создать свой канал вещания. Главное в этом варианте - полное взаимопонимание общих целей между всеми участниками сети. И перед этим обязательно прочитать басню Крылова "Квартет". "Когда в друзьях согласья нет…"

Как зарабатывать на некоммерческом радио?

К сожалению, не имея лицензий на радиовещание и на деятельность в области радио никак официально вам зарабатывать нельзя. Вам просто не дадут. Любая открытая реклама, прошедшая через ваш эфир, приводит вас к "незаконной предпринимательской деятельности". Поэтому необходимо сделать некоторые шаги к вашей легализации, которые могут заключаться в следующем.

1. Регистрация предприятия. Это может быть и частный предприниматель без образования юридического лица, и юридическое лицо, но самое лучшее - общественная организация. Название может быть любым, к примеру "Общество независимых радиослушателей". С вас Устав Общества и регистрационный взнос. Членские взносы налогами не облагаются. Далее образуете редакцию радиопрограмм. Причем это достаточно сделать каким-либо внутренним распоряжением. Редакция должна иметь свой Устав.

2. Далее вы имеете право зарегистрировать средство массовой информации, в нашем случае - радиопрограмму эфирного радиовещания. Поскольку вы еще не такой наглый, чтобы вещать на всю страну (хотя плох тот солдат, который не мечтает стать генералом), а в зону ваших текущих интересов входит как минимум один населенный пункт, то регистрировать СМИ вам необходимо в Региональных управлениях.

Теперь у вас есть несколько возможностей зарабатывания денег. Все они базируются на создании собственных тематических программ. А наличие таких программ - хороший сигнал о профессиональном росте радиовещателя-любителя!

А). Скрытая реклама (в радиопросторечии "джинсА"). В последние годы джинсой занимаются все, кому ни лень, от телерадиовещателей и газетчиков, до кинематографистов. Посмотрите последние серии о Джеймсе Бонде или пресловутый "Ночной дозор" - скрытая реклама на каждом шагу! Конечно, чтобы применять джинсу в радиовещании необходимо иметь хорошее юридическое и психологическое образование. Мало кому удается сделать на основе заказанной рекламы тематическую радиопрограмму так, чтобы комар носа не подточил! Тем не менее, при определенном опыте вы можете скрыто, исподволь, внедрять в сознание слушателей многие рекламные понятия. К примеру, расскажите в своей тематической программе об истории пивоварения и пивоваренных предприятий вашего региона. Не надо давать телефоны, адреса и названия, остановитесь на именах, датах, архитектурных особенностях. Эта программа может пройти у вас даже в детское время и не одна Дума не придерется! А ведь на каком-то предприятии вы можете и несколько заострить внимание слушателей. Только предприятию это будет чего-то стоить в виде членских взносов. Или пожертвований, которые тоже особо налогами не облагаются.

Главное в этом деле - постоянный самоконтроль. И саперы иногда ошибаются. Вам этого тоже не надо.

Б). Производство и обмен тематическими радиопрограммами. Это более серьезный, но и более трудный способ заработка. Он хорош в том случае, если ваши партнеры не буду зацикливаться исключительно на создании музыкальных программ (соответственно - не развиваться. С такими лучше дела не иметь). Причем созданные вами тематические программы могут быть любой длительности (от пяти минут до 25) и любой тематики (разумеется, если вы соблюдаете понятия, описанные в главе "Что и как говорить"). Тематика не должна стареть очень быстро, иначе, как любой скоропортящийся продукт, вы попросту не успеете его продать и он придет в негодность. Этот путь предполагает наличие предварительных затрат на производство программ. Тем не менее это продукт и вы, как радиоредакция, имеете право его продать. Сделайте пилотный или микс-выпуск, выложите его на Интернет-странице вашей радиостанции. Укажите условия покупки. Причем желательно, чтобы радиопрограмма не была одинока, как пресловутый парус, а имела продолжение. Серию программ продать проще. Обмен такими программами можно организовать, дайте только знак…

Здесь у вас есть возможность сотрудничать не только с такими любителями, как вы, но и с профессиональными радиостанциями. Жаль, конечно, но платежеспособность мелких профессионалов иногда оставляет желать лучшего. Что ж, вы тоже можете торговаться. Это бизнес, в конце концов.

В). В последнее время возрос интерес к так называемым радиокнигам. Это простые кассеты или компакт-диски с тематическими радиопрограммами, которые слушатели прокручивают или находясь в машине (попали в пробку), или в спокойном состоянии дома. В основном это радиопостановки спектаклей или радиопьесы. Существуют и тематические радиожурналы, к примеру, для слепых людей или для увлеченных хобби. Сами вы не можете заниматься тиражированием таких носителей, это опять также дело лицензируемое. Но вам никто не мешает как автору заключить договор с какой-либо студией звукозаписи на тиражирование вашего радиопродукта. Пусть на первых порах тиражи не будут большими, но, как говорится, курочка по зернышку…

Г)… так, мне надоело вас подталкивать. Надеюсь, что вы поделитесь со мной вашими способами заработать на некоммерческом радиовещании. Тогда я продолжу дальнейшую нумерацию.

А что дальше?

И вот вы в эфире, вас слушают, вас понимают, вас не трогают. Вы даже что-то начинаете зарабатывать. Всё, ребята, раз пошли деньги, то халява закончилась. Пора подумать и о полной легализации. Полностью весь путь создания легальной станции можно прочитать на сайте www.radiostation.ru, Мекке многих радиовещателей. Кратко его напомню (хотя многое из требуемого вы уже можете и пройти):

- зарегистрировать юридическое лицо (с "физиками" особо не церемонятся), с указанием одного из видов деятельности "производство радиопрограмм";

- зарегистрировать Средство массовой информации, в нашем случае - радиопрограмму;

- получить частотное присвоение. Если придется участвовать в конкурсе - не бойтесь, у вас уже есть опыт вещания. И, надеюсь, наработанные связи.

- получить лицензии на деятельность по связи (позволяющая иметь легальный передатчик) и деятельность в области радиовещания (позволяющая на этом передатчике что-то выдавать в эфир ваше).

Вот, это "кратко"… Любые ваши дополнения и обмен опытом принимается.

С уважением ко всем

Марк Троицкий

mark_troitsky [сами-знаете-кто] mail.ru

 

Hosted by uCoz